Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда

О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Наличие оборудованных учебных кабинетов

В МБДОУ – детского сада «Звездочка» г. Аркадака Саратовской области  имеются:

групповые помещения – 6

 кабинет специалистов - 1

Все помещения оформлены и материально оснащены.

Групповое  помещение состоит из приёмной, групповой, буфетной и  туалетной (совмещённой с умывальной) комнат. Дневной  сон организуется в  групповых  комнатах с использованием выдвижных и раскладных кроватей. Групповые помещения оборудованы согласно санитарным правилам и нормативов.

При создании предметно-развивающей среды учтены возрастные, индивидуальные особенности детей каждой группы. Группы постепенно пополняются современным игровым оборудованием. Предметно-пространственная среда организуется по принципу небольших полузамкнутых микропространств, для того чтобы избежать скученности детей и способствовать играм подгруппами в 3-5 человек. Все материалы и игрушки располагаются так, чтобы не мешать свободному перемещению детей, создать условия для общения со сверстниками. Предусмотрены «уголки уединения», где ребенок может отойти от общения, подумать, помечтать. В ДОУ уютно, красиво, удобно и комфортно детям, а созданная развивающая среда открывает нашим воспитанникам весь спектр возможностей, направляет усилия детей на эффективное использование отдельных ее элементов.
 В детском саду для проведения открытых занятий, утренников и других различных мероприятий широко используются современные информационно-коммуникационные технологии. Имеется компьютеры, ноутбук. Отснятые материалы эпизодически используются в воспитательной работе, в проектной деятельности. В настоящее время ДОУ оснащён 3 компьютерами, 1 ноутбуком, 1 интерактивной доской.
 Организованная в ДОУ предметно-развивающая среда инициирует познавательную и творческую активность детей, предоставляет ребенку свободу выбора форм активности, обеспечивает содержание разных форм детской деятельности, безопасна и комфорта, соответствует интересам, потребностям и возможностям каждого ребенка, обеспечивает гармоничное отношение ребенка с окружающим миром.

Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий

В группах создаются различные центры для проведения практических занятий:

Центр активности

Основная задача

Интеграция образовательных областей

Группы раннего возраста от 1 года до 3 лет

Центр двигательной активности.

Развитие основных видов движения

  • Физическое развитие;
  • речевое развитие;
  • социально-коммуникативное развитие

Центр сенсорики и конструирования

Организовать предметную деятельность и игры с составными и динамическими игрушками, освоение детьми сенсорных эталонов формы, цвета, размера

Все образовательные области

Центр для организации предметных и предметно-манипуляторных игр

Организовать совместные игры со сверстниками под руководством взрослого

  • Познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • физическое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие

Центр творчества и продуктивной деятельности

Развитие восприятия смысла музыки, поддержки интереса к рисованию и лепке, становлению первых навыков продуктивной деятельности, освоение возможностей разнообразных изобразительных средств

  • Познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие

Центр познания и коммуникации (книжный уголок)

Восприятие смысла сказок, стихов, рассматривания картинок

Все образовательные области

Центр экспериментирования и труда

  • Организовать экспериментальную деятельность с материалами и веществами (песок, вода, тесто и др.);
  • развитие навыков самообслуживания и становления действий с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и т. д.)
  • Познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • социально-коммуникативное развитие

Группа дошкольного возраста от 3 до 7 лет

Центр двигательной активности

Организовать игры:

  • средней и малой подвижности в групповых помещениях;
  • средней и интенсивной подвижности в физкультурном и музыкальном залах;
  • интенсивной подвижности на групповых участках, спортивной площадке, всей территории детского сада
  • Физическое развитие;
  • социально-коммуникативное развитие;
  • речевое развитие

Центр безопасности

Организовать образовательный процесс для развития у детей навыков безопасности жизнедеятельности

  • Физическое развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • социально-коммуникативное развитие

Центр игры

Организовать сюжетно-ролевые детские игры. Центр должен включать предметы-заместители

Все образовательные области

Центр конструирования

Содержит разнообразные виды строительного материала и детских конструкторов, бросового материала, схем, рисунков, картин, демонстрационных материалов для организации конструкторской деятельности детей

  • Познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • социально-коммуникативное развитие;
  • художественно-эстетическое развитие

Центр логики и математики

Содержит разнообразный дидактический материал и развивающие игрушки, демонстрационные материалы для формирования элементарных математических навыков и логических операций

  • Познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • социально-коммуникативное развитие

Центр экспериментирования

Организовать наблюдение и труд. Содержит игровое оборудование, демонстрационные материалы и дидактические пособия, которые способствуют реализации поисково-экспериментальной и трудовой деятельности детей

  • Познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • социально-коммуникативное развитие

Центр познания и коммуникации

Обеспечить расширение кругозора детей и их знаний об окружающем мире во взаимодействии детей со взрослыми и сверстниками

  • Познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • социально-коммуникативное развитие

Книжный уголок

Содержит художественную и документальную литературу для детей, обеспечивающую их духовно-нравственное и этико-эстетическое воспитание, формирование общей культуры, освоение разных жанров художественной литературы, воспитание любви и интереса к художественному слову, удовлетворение познавательных потребностей

Все образовательные области

Центр театрализации и музицирования

Содержит оборудование, которое позволяет организовать музыкальную и театрализованную деятельность детей

Все образовательные области

Центр уединения

Снять

психоэмоциональное напряжение воспитанников

— 

Центр коррекции

Организовать совместную деятельность воспитателя или специалиста с детьми с ОВЗ, направленную на коррекцию имеющихся нарушений

— 

Центр творчества

Реализовать продуктивную деятельность детей — рисование, лепку, аппликацию, художественный труд

  • Речевое развитие;
  • познавательное развитие;
  • социально-коммуникативное развитие

Наличие оборудованных библиотек

В соответствии с законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ ст.18 в целях обеспечения реализации образовательной программы дошкольного образования в ДОУ сформирована библиотека. Библиотечный фонд укомплектован периодическими, печатными, учебными изданиями (включая методические пособия).Учебные издания, используемые при реализации образовательной программы дошкольного образования МБДОУ - детского сада "Звёздочка", отвечают требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и соответствуют содержанию образовательной программы дошкольного образования.
Библиотека расположена в методическом кабинете.  Деятельность библиотеки регламентируется нормативно-правовым актом «Порядок пользования библиотекой и информационными ресурсами, а также доступ к информационно-телекоммуникационным сетям и базами данных, учебным и методическим материалам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности»

Наличие оборудованных объектов спорта

Для занятий физической культурой в детском саду есть физкультурный зал, который  оснащен физкультурным оборудованием. Для детей доступны шведская стенка, оборудование для ходьбы, бега и равновесия; для прыжков; для катания, бросания, ловли; для ползанья и лазанья; для общеразвивающих упражнений. На территории детского сада расположена спортивно-оздоровительная площадка. Главной целью организации спортивной зоны на улице является проведение физкультурно - оздоровительных мероприятий  в тёплое время, в том числе, с привлечением родителей.

Наличие оборудованных средств обучения и воспитания

        Средства обучения и воспитания  — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

         Средства обучения и воспитания в детском саду подразделяются на следующие виды:

        - печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.);

        - электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.);

        - аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях;

        - наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);

        - демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);

        - учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т.д.);

        - спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.).

        Средствами обучения в детском саду также выступают основные виды деятельности ребенка (игра, труд, познание, общение и др.), окружающий мир во всем его многообразии. В качестве особого средства обучения в дошкольный период выделяют педагога – как необходимого взрослого, транслирующего и помогающего в усвоении детьми социального опыта.

        Материальные средства обучения – это физические объекты, которые используют педагоги и дети для детализированного обучения. К ним относят учебные пособия, модели, таблицы, макеты, предметы, технические средства, мебель, помещения для занятий с детьми, микроклимат, режим питания и др.

        Наиболее эффективное воздействие на воспитанников оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания.

        Принципы использования средств обучения:

        - учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;

        - гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;

        - учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.);

        - сотворчество педагога и обучающегося;

         - приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.

        Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с требованиями ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.

        Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка.

        Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.

        Для всестороннего развития детей в каждой возрастной группе имеются дидактические средства: альбомы, художественная литература, дидактические игры, различные сюжетные игровые наборы и игрушки.
Специально оборудованная развивающая среда создана во всех группах детского сада. Изолированные тематические уголки и зоны: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная и т.д.

        Для формирования математических представлений имеются демонстрационные и раздаточные материалы для обучения счету, количеству, развитию представлений (схемы, плакаты), временных представлений (часы, календари) и пр.

        Для конструктивной деятельности: крупный (напольный) и мелкий (настольный) строительные материалы, деревянные, пластмассовые, конструкторы: «Лего», металлические, деревянные и пр.

        Для развития речи и речевого общения: наборы книг, картин, развивающие игры, схемы для составления рассказов, фланелеграф, ширма, разнообразные виды кукольного театра, аудио- и видеоаппаратура, телевизор, энциклопедии и пр.

        Для развития игровой деятельности: наборы мягкой мебели, игры и игрушки для сюжетно-ролевых игр (с учетом гендерного подхода): («Кухня», «Столовая», «Больница», «Магазин», «Пожарные», «Инспектор ДПС», «Школа» и др.), для подвижных игр (маски, дополнительный материал), дидактических игр.

        Для познавательной деятельности в группах созданы исследовательские уголки, где имеются дидактические пособия и игры, познавательная литература, энциклопедии, карты, схемы.

        В детском саду есть технические средства обучения нового поколения: интерактивная доска, значительно расширяющая возможности педагогов.

Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям

Описание доступа к информационным системам

Доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам обеспечивается административным, педагогическим работникам и специалистам.

Доступ воспитанников к информационным системам и информационно - телекоммуникационным сетям не предусмотрен основной образовательной программой ДОУ

Одним из важных направлений в деятельности ДОУ является информатизация образовательного процесса, которая рассматривается как процесс, направленный на повышение эффективности и качества   образовательного процесса, и администрирования посредством применения ИКТ (информационно-коммуникативных технологий).
В свободном доступе для детей в ДОУ компьютеров не имеется, для педагогов и административного управления — 1 ноутбук, 3 персональных компьютеров, 3 из которых  имеют выход в Интернет.

В свободное от деятельности с детьми время каждый педагог ДОУ при помощи администратора точки доступа к сети Интренет может воспользоваться техническими и сетевыми ресурсами для выполнения воспитательно-образовательных задач.
Рассматривая процессы повышения эффективности образовательного и управленческого процессов через призму информатизации, мы считаем, что компьютер может и должен стать тем инструментом, который позволяет:
-  повысить эффективность  образовательного процесса, так как: включение в образовательную деятельность мультимедиа-материалов (видео, звука, иллюстрационного материала) повышает ее наглядность;
-  использование цифровых образовательных ресурсов предметной направленности позволяет организовать изучение материала каждым воспитанником индивидуально, в наиболее предпочтительном для него темпе;
-  сетевые возможности компьютера позволяют выйти в поисках необходимой информации за рамки группового помещения, того объема информации, которая предоставляется воспитателем или родителями.

В ДОУ создан, постоянно пополняющийся и обновляющийся сайт, на котором располагается информация о деятельности учреждения, её основных направлениях; об истории и развитии ДОУ, его традициях, о воспитанниках, о педагогических работниках.
На сайте ДОУ размещаются важные документы, касающиеся организации образовательного процесса –  документы, регламентирующие работу детского сада. 
Координация и информационно – методическое обеспечение осуществляется старшим воспитателем ДОУ.

В ДОУ Разработано и утверждено: Положение об официальном сайте в сети-Интернет
Аудитория сайта: педагоги, родители, социальные партнеры, органы управления образования города и области.

Эти ссылки на информационно-образовательные ресурсы могут быть Вам полезны:

Ссылка на сайт:www.yaroditel.ru, для возможности родителям и педагогам самостоятельно получать консультативную помощь специалистов

Федеральный портал "Российское образование" - http://www.edu.ru;

Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" - http://window.edu.ru;

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru;

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru.

Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся

Для организации детской деятельности педагоги используют электронные образовательные ресурсы, также эти ресурсы могут быть полезны и для родителей

Сведения о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, формировании платы за проживание в общежитии

В организации общежитий и интернатов нет. Плата за проживание не формируется

О специальных условиях для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Сведения об обеспечении доступа в здания образовательной организации, в том числе в общежитие, интернат, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Организация не располагает общежитием, интернатом. Информация о доступе отсутствует

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Сведения специальных технических средствах обучения коллективного и индивидуального пользования лиц с ОВЗ отсутствуют

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie